Nov. 7th, 2010

Смотрю на фотографии с сильно немноголюдного пикета в поддержку Кашина, и становится страшно. Страшно, потому что так мало кому захотелось стукнуть кулаком и сказать "да вашуж мать, что ж творится".

Я, честно, очень слабо себе представляю, кто такой Кашин - тут за своими СМИ и политикой не успеваешь следить. Просто в силу сложившейся профессии я всегда реагирую на слова "избили"/"убили" в связке со словом "журналист".

Знаете, я ведь искренне считаю свободное слово важным и основополагающим правом человека. Я впервые начала обо всем этом задумываться еще ребенком, когда Армения бурлила и кипела карабахскими страстями, когда в Сумгаите уже случились погромы, когда бабушка кричала в трубку сестре в Баку "Эмма! Надо уезжать, как вы не понимаете!", а в телевизоре была програма "Время" с рубрикой "События в НКАО и вокруг него". И говорили все совсем не то, чем жили мы ежедневно. Тогда я поняла, как важно видеть в телевизоре правду. Ну и еще - что никогда в жизни не буду использовать формулировку "событиия вокруг".

И ведь именно тогда вдруг неофициозные журналисты стали Великими. Первая команда "Вестей", помните? Армен Оганесян, Роберт Мависакалян у нас, помните? Первые выпуски Нагдаляновского "Айлура", закрытого потом ЛТП, помните?

Сейчас мне тогдашняя журналистика кажется неприемлемой, если честно. Слишком много эмоций, по большому счету, тоже агитка, просто с другим знаком.

Но тогда у простых зрителей/читателей почему-то и в мыслях, что над правом на свободное слово можно иронизировать, ерничать, посмеиваться, считать его неважным. Для тогдашних людей это было бесспорным и безусловным достижением.

И я прекрасно знаю, что было потом. И я прекрасно понимаю, как девальвировалась журналистика на постсоветском пространстве - ведь я все еще ежедневно читаю газеты. Но мне по-прежнему кажется дикостью ерничанье над понятиями "демократия", "права человека" вообще и "свобода слова" в частности. Сначала люди ерничают и отметают эти понятия как излишества. Потом начинается насилие над теми, кто говорит публично. А вы не боитесь того, что может стать следующим шагом?

Мне, право, странно. По мне так "излишек" свободы слова намного безвреднее его недостатка. Я вообще не боюсь "излишка" основных прав и свобод - любая власть всегда найдет способ как их урезать. И достичь какой-то золотой середины можно лишь постоянно перетягивая одеяло с власти на себя, потому что власть априори сильнее, и если отпустить хватку, она зацапает себе все, такова ее природа.

Но так думаю я. А те, другие? Что заставляет людей самих добровольно соглашаться с тем, что свободы может быть "слишком много"? Какова логика за этим высмеиванием прав и свобод, в частности, свободы слова? Вы искренне полагаете, что плохим танцорам вашим властям критика может помешать работать? Вы искренне считаете, что уголовного/гражданского законодательства недостаточно для того, чтобы власть предержащие могли защитить себя от общественных оскорблений? И что недостаточно у них административного ресурса и без нашего дружного "так им и надо, пусть не болтают"?

Как-то непонятно мне все это, братцы. И чем старше становлюсь, тем не понятнее. Должно было быть наоборот, правда?
Page generated Jul. 10th, 2025 02:02 am
Powered by Dreamwidth Studios